Bloomberg сообщает о завершении испытаний беспилотных автомобилей компании Uber и о готовности беспилотных такси принимать пассажиров. Обкатка планируется в Питтсбурге, на Volvo XC90, вызвать беспилотное такси можно будет через мобильное приложение. Казалось бы, такой вариант полностью исключает вмешательство человека и снижает затраты, к чему отчаянно стремится политика Uber. Но все не так просто. Во-первых водитель в беспилотном такси присутствует. Просто он находится в роли «супервайзера» и, по словам компании, должен быть готов в опасной или сложной ситуации перехватить управление. Перехватывать управление можно только в действительно сложной ситуации, просто вести машину нельзя, потому что такси заявлено как беспилотное. Такая роль вынужденного наблюдателя вряд ли способствует созданию непринужденной атмосферы, водители поймут. Кроме готового к перехвату управления водителя, на переднем месте справа от водителя будет сидеть еще и техник с ноутбуком. Задача техника – непрерывно контролировать работу автопилота. Сложно сказать, насколько комфортно будет пассажирам на заднем сидении и найдутся ли люди, готовые заплатить за такое удовольствие еще и деньги. По крайней мере, в Тайване уже ездят подобные такси с автопилотом и 2 техническими специалистами, но это абсолютно бесплатный для пассажиров сервис на этапе обкатки.
Понятно, что беспилотная технология управления автомобиля на оживленных и непредсказуемых трассах несколько сложнее, чем сигнализация пожара для дачи или автономная тревожная кнопка. Поездка по улицам Тайваня даже с обычным водителем – серьезное испытание.
Перспективы автоматических такси Uber
Компания Uber выбрала Питсбург для испытаний беспилотных автомобилей, поскольку сочла уличное движение в этом городе более подходящим. В Питсбурге расположен Центр Продвинутых Технологий, возможно близость к данному центру также сыграла роль в выборе места тестирования. Планируется выпустить более 100 автономных автомобилей.
Нам кажется, что беспилотные такси – это несколько преждевременное решение, учитывая сложность движения на дорогах и непредсказуемость ситуаций. Развитие подобных проектов возможно в случае выделения отдельных полос под движение беспилотных автомобилей и точного определения маршрутов. Но в этом случае такси превращается в обычный городской транспорт, на котором не получится заработать столько денег, как с проектом такси. Возможно, следовало бы для начала перевести на беспилотные программы рельсовый транспорт – метро, трамваи, пригородные электрички. Такая задача была бы значительно проще в реализации. Машинисты подземного метро – тяжелая работа и было бы логично заменить по возможности людей автоматическими программами.
Разумеется, такси со свободным выбором маршрута были бы удобны, но такой проект требует серьезных изменений со стороны всей городской инфраструктуры.