Погружение в виртуальные миры требуют недюжинного мастерства разработчиков или богатого, развитого воображения пользователя, самостоятельно додумывающего пространство виртуального мира и разворачивающего пространство из небольшого экрана ноутбука или компьютера. Безусловно, зрение несет около 80% информации, но без осязания, сопротивления мира, возможности погладить нарисованную кошку или дернуть за хвост воображаемого тигра, виртуальный мир остается не слишком привлекательным для большинства людей. Объемный звук и 3D изображение способны создать правдоподобную иллюзию реальности, но без осязания и возможности прикоснуться к виртуальному миру своими руками нереальность морока слишком очевидна. Чтобы поверить, например, в игровую действительность, человеческому мозгу приходится обманывать самого себя, игнорируя органы чувств, что не проходит бесследно для психики. Восприятие игровой реальности, дополненное исключительно игрой воображения, достаточно часто приводит к проблемам восприятия уже реального мира. Навыки игнорирования органов чувств могут сыграть достаточно злую шутку с заядлыми любителями игр.
Полная иллюзия виртуальной реальности возможна только при реализации тактильных ощущений, совпадающих с настоящими.
Устройства, передающие тактильные ощущения крайне востребованы, в первую очередь в игровой и рекламной индустрии, не говоря о такой востребованной в сети услуге, как знакомства и общение в самых различных формах. Пока что поддержка тактильных устройств не включена в игровой интерфейс большинства игр, но движение в данном направлении неизбежно должно привести и полной реализации тактильных устройств.
Когда ждать Dexmo на прилавках
Уже существуют виртуальные беговые дорожки, очки с камерами, перчатки, отчасти передающие осязательные ощущения.
Китайская компания Dextra Robotics разработала интересный образец перчаток для виртуальной реальности, работающие по принципу экзоскелета. Испытания и доработка прототипов длились около 2 лет, результатом стало относительно недорогое устройство, которое разработчики назвали Dexmo, обеспечивающее свободу каждого пальца по отдельности.
Перчатка поддерживает тактильные ощущения, давление различных материалов, имитацию упругости и взаимодействие с материалами. Виртуальные камни можно собирать, виртуального резинового утенка можно сдавить пальцами, можно перекатывать в пальцах виртуальные пули.
Возможно, виртуальная реальность станет такой же неотъемлемой частью жизни, как пожарная система в салон красоты – вроде бы не имеет прямого отношения к делу, но совершенно необходима и работает.
Dexmo успешно взаимодействует с Microsoft HoloLens, Oculus Rift, Vive, разработаны драйвера, обеспечивающие поддержку экзоскелетных перчаток, решаются вопросы включения поддержки Dexmo в продукцию разработчиков видеоигр.